Эпименид
Эпимени́д (греч. Ἐπιμενίδης) — древнегреческий жрец, философ и провидец.
Родился в VII веке до н. э. на острове Крите, в городе Фесте, жил потом в Кноссе; в древних сказаниях изображается любимцем богов и прорицателем. По словам Аристотеля, он не предсказывал будущего, но разъяснял тёмное прошлое. Сообщается об особом космогоническом учении его. Когда афиняне после восстания Килона хотели очиститься от Килонова проклятия, они пригласили Эпименида для принесения очистительных жертв (в 596 до н. э.); Эпименид совершил жертвоприношения и в вознаграждение взял только ветвь с маслины, посвященной Афине.
По позднейшему преданию, Эпименид юношей заснул в зачарованной пещере и проснулся лишь через 57 лет (миф, легший в основу «Пробуждения Эпименида» Гёте).
Исторически известный Эпименид умер в преклонной старости (якобы 154 лет), на Крите. Некоторые учёные отрицали существование Э. Ср. Schultess, «De Epimenide Crete» (Бонн, 1877); G. Busolt, «Griechische Geschichte» (II, § 16).
Эпимениду приписывается стих о лживости критян (цитирован в Новом Завете у апостола Павла в Послании к Титу 1, 12: Κρήτες ἀεί ψεύσται и т. д.), приводимый издавна в логиках в пример логического круга (circulus vitiosus), ввиду критского происхождения самого Эпименида. Ему принадлежат и другие слова апостола Павла: «…ибо мы Им живем и движемся и существуем…» (Деян. 17:28).
Эпименид Критский долгое время проспал в пещере Зевса на горе Ида; он постился и пребывал в продолжительных экстатических состояниях. Пещеру он покинул обладателем «великих мудростей», а именно, определённой экстатической техники. Путешествуя повсюду, он предсказывал будущее, разъяснял скрытый смысл прошлого и очищал города от миазмов, порождённых преступлениями.
--------------------------------------------------------------------------------
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
цитата: |
Послание к Колоссянам Святого Апостола Павла, глава 2 8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; … 18 Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом 19 и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим. |
|